#


Главная / Позиция / Православное почитание "непрославленных" святых

Православное почитание "непрославленных" святых (продолжение)


Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Святость жизни, мученичество за Христа, страдание за православную веру, дар чудотворений при жизни или после смерти это свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать.


Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопросов о канонизации церковными властями. На протяжении веков соборный разум верующего люда, его тонкое ощущение Благодати Божией никогда не ошибались.

Сам верующий народ всегда оставался единственным хранителем чистоты Православия. Церковное право не возбраняет почитать неканонизированных святых. Писались и иконы неканонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигались свечи, к таким иконам благоговейно прикладывались; иногда такие иконы помещали в церквах. В большинстве случаев канонизации святого предшествует его народное почитание как подвижника благочестия.

Вот что пишет родной и дорогой для нас иеромонах Серафим Роуз: "Что касается почитания святых, не внесенных в календарь, то в истории Православия в разные времена и в разных странах это толковалось неоднозначно. Общего правила нет. Ждать, пока их официально прославят, бессмысленно (особенно удручает это тех, кто любит святых). Да никто и не ждал. Обычно список местночтимых святых (или святых иных православных Церквей) просто добавлялся к календарю без всяких формальностей".

Православная Церковь ни в коем случае не запрещает молиться "непрославленным" святым. Вообще прославление только делает официальным то, что уже существует неофициально: народ уже молится святому до того, как Церковь окончательно объявляет о его всеобщем почитании.

Преп. Серафима Саровского не хотели прославлять. Светлого отрока Артемия Веркольского после поругания над его честными и нетленными мощами прославили как праведного по вере и молитве православного народа. Все это уже было. Все без исключения нынешние церковные области предпочитают помалкивать и не вспоминать столь неудобные факты своей истории. Но они поучительны, потому, к сожалению, повторяются и сегодня. Ересь иконоборчества может иногда тонко всплывать на фоне всеобщей апостасии. Почитание "непрославленных" святых не только не противоречит учению Церкви и Святому Преданию, но и подтверждает Божественное домостроительство до скончания века. Мы – Церковь "Бога Живаго", и такое чуткое проявление веры может родиться только в живых православных общинах и обителях, чуждых мертвого богословия.

"Дивен Бог во святых своих" (Пс.67, стих 36)

Это не мои слова и рассуждения.


"Имеющий уши слышать, да слышит!"

Составил прот.Александр (Сухов)

15.02.2015


© Сайт Христоград Дудачкино 2016-2017 гг.